Мурод Обидов
Заниматься проектом, в сотрудничестве с Департаментом по лицензированию и координированию движения всех видов пассажирского транспорта города Ташкента, мы начали в 2012 году. Уже тогда существовала web-версия службы, работа которой была приостановлена по техническим причинам.
Непосредственная разработка приложения Via. uz началась недавно.
Мы рассчитываем на то, что в скором времени, помимо автобусов, в систему будут включены и маршрутные такси, которые будут иметь в приложении маркировку «М». К сожалению, на данный момент, в нашем реестре их не очень много.
Финансируется работа приложения Via. uz исключительно за счёт компании «Via Tashkent», без привлечения государственных или иных частных инвестиций. Проект некоммерческий, и мы не станем использовать его, например, для размещения рекламы. Это социальный проект, созданный, чтобы помочь жителям города сэкономить самый ценный ресурс — время.
К сожалению, на момент публикации материала редакции VOT не удалось выйти на связь с представителями «Toshshahartransxizmat», но мы с удовольствием добавим в материал их комментарии, если получим их.
Про работу и возможности
Чтобы получить представление о новинке и о точности работы, мы решили сами протестировать Via. uz, используя Samsung Galaxy S4. С установкой из Google Play проблем не возникло: приложение маленькое, размером около 5 мегабайт. Сразу же после запуска нам было предложено включить службу определения местоположения, что мы и сделали.
Интефейс. Выглядит Via. uz довольно просто. На главной странице показаны маршруты, доступные для мониторинга в настоящее время. Имеется строка поиска, вкладки остановок и избранного. Важным пунктом меню являются настройки, в которых можно выбрать язык и установить время автоматического обновления в промежутке от 10 до 30 секунд.
Каждый маршрут, доступный на главной странице, разделен на два направления. При выборе одного из них открывается новая страница, показывающая список остановок и расстояние от конечной.
Вторая вкладка предоставляет пользователю возможность выбрать любую остановку из базы данных системы. Некоторые из них могут повторять друг друга с небольшими отличиями. При нажатии на нужную остановку, приложение выдает список автобусных маршрутов, проходящих непосредственно через нее. Выбрав направление, пользователь увидит список приближающихся машин, с указанием номеров, расстоянием до остановки и приблизительным временем прибытия.
Тест-драйв . Для испытания работы приложения мы выбрали одно из самых оживленных мест в городе — угол улиц Бобура и Шота Руставели. Через этот перекресток проходит большое количество автобусных маршрутов. Здесь расположены сразу три автобусные остановки, что усложняет задачу.
Объектом мониторинга мы выбрали маршрут № 57 — от Эркина до Алайского рынка. После нажатия на кнопку определения местоположения, мы получили весьма странные результаты: три остановки, на расстоянии в 77, 102 и 120 метров от нас, были обозначены как «Саодат савдо маркази». Причиной тому могло стать практически одинаковое расстояние до каждой из трех остановок, расположенных неподалеку. Но основная проблема была в том, что ни в одном из предложенных Via. uz вариантов не оказалось нужного нам маршрута. Первое упоминание о « 57-А. Эркин кургони АШБ -> Олой бозори» появилось намного ниже, у остановки «Парк Бобура», отмеченной расстоянием в 302 метра.
Не найдя интересующий нас маршрут, мы решили пойти в обход. Выбрав на начальной странице приложения нужное направление, нашли в перечне остановок «Саодат савдо маркази» и получили список из автобусов, движущихся по маршруту в данный момент. Приблизительное время прибытия ближайшего из них равнялось двум минутам. Мы засекли время и попробовали нажать на первый автобус из списка. Открылась страница с картой, на которой были показаны все машины, находящиеся на маршруте. Выбранный нами автобус был отмечен специальным маркером с указанием номера. Но нажав на любой другой из них, можно было получить точно такие же сведения о номере и направлении движения.
Приложение не обмануло. Через две минуты автобус № 57 с государственным номером 375 FCA прибыл на остановку.
Резюме
Из минусов отметим путаницу, возникшую при определении ближайших остановок. Немного неудобно и то, что вернуться к списку маршрутов на главной странице можно лишь перезапустив приложение. Важным упущением является отсутствие распространенных в народе неофициальных названий мест — «Саодат савдо маркази» очень часто называют «Театралкой». Интересно и то, что в списке остановок встречаются неактуальные названия, переплетающиеся с другими. Например, «Метро Шахристан» и «Метро Хабиба Абдуллаева».
Но эти недочеты незначительны, и само приложение работает исправно, выполняя свою основную задачу — предоставление актуальной и постоянно обновляющейся информации о движении городского транспорта. Разработчики приветствуют комментарии о работе программы и всяческие предложения, что можно сделать в самом приложении.